НОВЫЕ «СТАРОСТИ» |
![]() |
![]() |
30.06.2017 00:00 |
В правительстве РФ разработана новая стратегия развития российских регионов — «Основы государственной политики регионального развития до 2025 года». Документ уже подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым. Хотя и содержит больше вопросов. чем ответов.
Одно дело — сказать, и совершенно другое — сделать. В ходе «реформ» 1990-х годов экономический рост регионов стал сильно разниться. В итоге условно определились три группы регионов: регионы с высокими темпами внутренней капитализации с привлечением внешних инвестиционных программ (Москва, Санкт-Петербург); регионы с догоняющими темпами внутренней капитализации за счет крупного промышленного производства (Поволжье, Урал); регионы с отстающими темпами капитализации с низким уровнем внутренних и внешних инвестиционных вливаний (либо с их полным отсутствием) при полном преобладании дотаций из федерального бюджета (регионы ДВ и Северного Кавказа). Эта классификация сохраняется и сегодня. Темпы социально-экономического развития дальневосточных регионов остаются самыми низкими по стране. В течение 1990-х годов промышленно-производственная база во многих из них оказалась на гране уничтожения. Яркий пример — авиационное военно-промышленное предприятие им. Ю.А.Гагарина в г. Комсомольск-на-Амуре. В условиях новой рыночной формации предприятие, выпускающее боевые самолеты «ОКБ Сухого» (знаменитые «сушки»), вынуждено было самостоятельно искать инвесторов и заключать зарубежные контракты. У Министерства обороны на предприятие денег не нашлось. Серьезные финансовые проблемы испытывали и портовые предприятия Приморского края, в результате чего существенно снизились темпы рыбодобывающей отрасли. При этом стоимость производимой рыбной продукции выросла в несколько раз. Но несмотря на большие сложности, регионы все же смогли сохранить свою промышленную базу. Другим регионам дальнего востока повезло значительно меньше. В первую очередь это касается ЕАО. После выхода из состава Хабаровского края Еврейская автономия оказалась предоставлена сама себе. Регион, исторически славящийся сельским хозяйством и легкой промышленностью, в одночасье был лишен и того и другого. Фактически автономия стояла на грани социально-экономического вырождения. Мощнейшие предприятия автономии: «Дальсельмаш», «ЗСТ», «МТС», «Элеватор», швейная фабрика фактически перестали функционировать или находятся в стадии банкротства. Региональные власти ведут автономию к обнищанию. Такая «стратегия развития» региона, федеральный центр, видимо, устраивает. На сегодняшний день в ЕАО функционируют только Теплоозерский цементный завод и Кимкано-Сутарский ГОК, введенный в эксплуатацию в 2016 году и еще не достигший максимального показателя своего промышленного производства. На этих примерах можно увидеть, что уровень дифференциации экономического развития субъектов даже в пределах одного федерального округа только растет. Разница в среднестатистических показателях среднедушевых доходов населения доходит до 5,5 раз. Разрыв между объемами внебюджетных инвестиций на душу населения д — до 133 раз. В то же время, уровень социально-экономического развития дальневосточных регионов неоднозначен. Само по себе в этом нет ничего странного, т.к. каждый регион имеет свои природно-климатические и социальные особенности. Но в данном случае наблюдается ощутимый разрыв, который с каждым годом только растет. При этом «дифференцированные ножницы» пнепосредственно сказываются на размере дотаций, выделяемых из федерального бюджета. Новая стратегия регионального развития предполагает мониторинг экономики каждого региона с последующим присвоением каждому субъекту страны индекса производственной специализации. А главным инструментом для ликвидации разницы развития регионов рассматриваются вливания из федерального бюджета. Таким образом, вся «Стратегия развития регионов до 2025 года» будет сведена к новым дотациям, которые не дадут возможность российским субъектам нарастить свой экономический потенциал. Соответственно, и качество жизни в регионах останется разным. Дальневосточники так и будут пребывать в группе догоняющего развития, а уровень дифференциации экономического роста между субъектами будет увеличиваться. Андрей РУСКОВ |