Государственная Дума приняла в третьем, окончательном, чтении закон о едином регистре о населении России |
![]() |
![]() |
22.05.2020 17:54 |
Законопроект №759897-7 был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 23 июля 2019 года.
Накануне, 20 мая 2020 года перед рассмотрением данного Федерального закона в третьем чтении секретарь ЦК КПРФ, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Казбек Тайсаев принял участие в заседании рабочей группы фракции КПРФ в Государственной Думе по обсуждению поправок в проект Федерального закона «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». В заседании приняли участие: Владимир Иванович Кашин – заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, Академик РАН, Николай Васильевич Коломейцев – первый заместитель руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе, Сергей Анатольевич Гаврилов – Председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, Александр Андреевич Ющенко – заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, депутаты Государственной Думы – члены фракции КПРФ: Алексей Владимирович Куринный, Михаил Владимирович Щапов, Денис Андреевич Парфенов, а также Николай Николаевич Мишустин, Элина Юрьевна Жгутнова – представитель Общественной палаты Российской Федерации, Сергей Васильевич Юровченко – адвокат, управляющий Адвокатского бюро «Юргазэнерго», Андрей Петрович Данилов – к.ю.н., главный редактор журнала «Криминология: вчера, сегодня, завтра», Владимир Борисович Павленко – д.п.н., действительный член Академии геополитических проблем, представители разработчика законопроекта: Виталий Григорьевич Колесников – заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Российской Федерации и Роман Владимирович Баранов – заместитель начальника Управления регистрации и учета налогоплательщиков Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Основные положения принятого федерального закона предусматривают создание единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации. По замыслу разработчиков, в данный регистр должны быть занесены все сведения о человеке, установлена его взаимосвязь с членами семьи и родственниками, а также присвоен неповторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер. Набор сведений, которые планируется внести в создаваемую базу данных, весьма обширен: включаются базовые (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения и смерти, пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС, ИНН и иные) и дополнительные (семейное положение, родственные связи и иные) сведения о физическом лице. Положениями федерального закона предусматривается и дополнительное неограничительное расширение создаваемой базы персональных данных граждан – косвенно на это указывают положения части 15 статьи 8 предлагаемого законопроекта. Разработчиками указывается на уже существующие базы данных (ФНС России, Минтруда России, правоохранительных органов и т.д.), но не дается четкого обоснования целей и назначения планируемого к внедрению регистра. Заложенные цели не соответствуют массиву объединяемых сведений. Кроме того, в проекте федерального закона оператором федеральной информационной системы определяется ФНС России, которая не имеет прав, компетенций и полномочий по сбору, обработке и хранению таких всеобъемлющих персональных данных о населении Российской Федерации, то есть объем сведений явно выходит за пределы полномочий ФНС России. Кроме того, в Российской Федерации вообще не определен ни один государственный орган, имеющий право, компетенции и полномочия на подобный сбор, хранение и обработку персональных данных о населении Российской Федерации. Заложенные определения и правовая основа создают предпосылки по установлению тотального контроля за гражданами, что не соответствует правовым и демократическим нормам. Декларируемые причины не выглядят убедительными. Заложенный объем персональных данных неокончателен, его границы размыты. Положения статей 7 и 10 предлагаемого законопроекта определяют обширность охвата самых разных персональных данных человека. Указанные в этих статьях органы государственной власти обязаны предоставлять сведения о гражданах. При этом, в законопроекте ничего не сказано об учете мнения и согласия физического лица о передаче сведений о нем третьим лицам. Встает вопрос о правомерности передачи данных по самостоятельному распоряжению имеющихся персональных данных граждан Российской Федерации. Нет реальной и оправданной потребности государства и общества в создании такой единой базы данных. Положения Федерального закона вступают в противоречия со статьями Федерального закона «О персональных данных», а именно частями 3 и 5 статьи 5. В принятом федеральном законе все население Российской Федерации выступает безмолвными статистами, чье мнение о сборе, передаче, обработке и хранении их персональн6ых данных никого не интересует. Логичен и вопрос о соотношении прав и свобод человека с неизвестными подзаконными актами Правительства Российской Федерации по многим значимым процедурным вопросам, связанным с функционированием этого регистра. Не только в Российской Федерации, но и во всем мире случаются крупные утечки персональных данных граждан и пользователей сети Интернет. Это говорит о несовершенстве защиты персональных данных. Федеральный закон не содержит никаких дополнительных гарантий защиты персональных данных и механизмов ответственности за необеспечение её защиты. Федеральным законом закрепляется слишком обширный круг лиц, имеющих доступ к персональным данным, в формируемом реестре. Это также создает угрозы и риски по неправомерному вмешательству в частную жизнь человека. Применение неких «индентификаторов» (сочетаний цифр или же буквенно-численных сочетаний), присвоение которых запланировано гражданам для их дальнейшей идентификации в конечном итоге приведет к стиранию культурной, языковой, исторической и конфессиональной идентичности человека, а также к подмене этих понятий. Необъяснимыми кажутся отказы от использования уже имеющихся у каждого гражданина номеров ИНН, СНИЛС, паспорта, свидетельства о рождении и т.д. Все это говорит о навязывании некоего всеобъемлющего персонального номера гражданина России. Не прописан механизм истребования гражданами персональных данных о себе. Нерешенность проблем импортозамещения в сфере ИТ-индустрии в России создает предпосылки к национальной угрозе и преступлениям против граждан России в сфере кибербезопасности. Вновь будет использоваться иностранное программное обеспечение, иностранные устройства обработки и хранения информации, недостаточность квалифицированных навыков от разработчиков до обслуживающего персонала могут привести к угрозе безопасности Российской Федерации – встает вопрос о защите персональных данных сотрудников правоохранительных органов, а также членов их семей, так как в учетной карточке каждого гражданина будет установлена его взаимосвязь с родственниками. Все эти вопросы поднимались накануне перед представителями Федеральной налоговой службы Российской Федерации – разработчиками Федерального закона. Удивляет тот факт, что не было проведено парламентских слушаний и круглых столов с привлечением широкого круга общественности. По оценкам многих экспертов законопроект №759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» требует доработки, так как содержит существенные юридические недостатки и правовые пробелы. Принимая во внимание мнение экспертов и своих избирателей, а также прозвучавшие ответы на вопросы, фракция КПРФ в Государственной Думе единогласно проголосовала «против» принятия Федерального закона «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Член Президиума ЦК КПРФ, секретарь ЦК КПРФ, Первый заместитель Председателя ЦС СКП-КПСС, заместитель Председателя Комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Казбек Тайсаев: «Данный законопроект в народе называют «электронным ГУЛАГом», я полностью поддерживаю это определение. К сожалению, сегодня он был принят большинством голосов «Единой России». Хотя все три оппозиционные фракции в Государственной Думе выступили против принятия данного закона и проголосовали против. Я глубоко убежден, что данный законопроект можно было бы принимать или рассматривать на заседании Государственной Думы только после широкого обсуждения с населением нашей страны, после проведения круглых столов и Парламентских слушаний. Во время вчерашнего заседания нашей фракции представители Правительства Российской Федерации рассказали нам о данном законопроекте. Мы заявили, что фракция КПРФ готова организовать Парламентские слушания и круглые столы с привлечением широкого круга общественности и ученых. Но, к сожалению, нас не услышали, и сегодня «Единая Россия» протащила данный законопроект. Я убежден, что он не принесет никакого позитива ни России, ни жителям нашей страны». Отдел ЦК КПРФ по национальной политике и СКП-КПСС |