ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГЕКТАР: «БЕРИТЕ И ДЕЛАЙТЕ ЧТО ХОТИТЕ!» |
![]() |
Неоднозначная инициатива правительства России, предусматривающая бесплатное предоставление гектара земли желающим закрепиться на Дальнем Востоке, стала темой пресс-конференции депутата Государственной Думы от КПРФ Константина Лазарева. Парламентарий, представляющий в Федеральном Собрании Хабаровский край и Еврейскую автономную область, рассказал биробиджанским журналистам свое видение соответствующего законопроекта.
— Первая цель законопроекта достигнута однозначно не будет: никто из Центральной полосы на Дальний Восток не поедет, чтобы «заниматься морковкой». 2-я цель — закрепление населения. Население уезжает из центральных городов — Биробиджана, Хабаровска, до того оставив свои дома в районах. Поэтому земельный участок вне населенного пункта эту проблему не решает: человек, переехавший в город, обратно на землю не вернется. Если у него появилась цель покинуть ЕАО, он уедет в «теплые края»! Подъем социально-экономического уровня области тоже нерешаем без дополнительных вливаний, без участия государства хотя бы в той минимальной мере, как это предусмотрено в отношении территорий опережающего социально-экономического развития, — отметил К. Лазарев. — Если бы законопроект предусматривал именно эту цель — создание на основе этих гектаров мини-центров опережающего развития, здесь был бы небольшой эффект от этого законопроекта. Впрочем, в руководстве страны, похоже, эти опасения не разделяют. 17 ноября законопроект «о дальневосточном гектаре» был вынесен на обсуждение в Государственной Думе. А на минувшей неделе стало известно, что вице-премьер правительства полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев предложил ускорить принятие закона — перенести сроки вступления его в силу с 1 июля на 1 мая 2016 года. — Принять законопроект можно было бы, если бы к нему подошли как к закону о территориях опережающего экономического развития. То есть, если одновременно с раздачей земельных участков людям предложить какие-то льготы, то эффект был бы побольше. Например, льготы по ставкам налога на имущество. Земля тоже будет облагаться этим налогом, а он увеличен в целом по стране очень существенно. Должны быть какие-то государственные программы по развитию инфраструктуры. Я не представляю, где будут эти участки выдаваться. Но однозначно, к ним должны быть подъездные пути, линии электропередач, — высказал свои сомнения Константин Александрович. И далее подчеркнул: в нынешней редакции законопроект предусматривает выделение гектара земли вне населенных пунктов — на удалении от них в 10 и более километров. Разумно задать вопрос: что это будут за участки, на каких землях и как государство будет помогать тем, кто их возьмется обрабатывать? Именно здесь конкретики никакой. По словам депутата, суть законопроекта, предложенного правительством Д. Медведева, можно свести к фразе: «Берите и делайте что хотите». При таком подходе правительственная инициатива не несет особой пользы, оставляя согласившихся воспользоваться «земельным наделом» один на один с массой проблем. Единственное, что на сегодня государство гарантирует гражданину в рамках обсуждаемого законопроекта, это льготный порядок предоставления земли в аренду на срок до пяти лет (по истечении которого, если земля не используется, она может быть изъята). Как отметил в беседе с журналистами Юрий Трутнев, «…возникнет необходимость помогать с инфраструктурой — конечно, было бы хорошо, если бы мы смогли это сделать. Но давайте сначала снимем вот этот слой… когда люди примут решение о собственности на земельный участок без дополнительных вложений в инфраструктуру». — Законопроект требует очень большой подготовительной работы. Необходимо изучить спрос на земельные участки, какая необходима будет помощь и в каком размере. Он должен учитывать бюджеты регионов. Необходимо развитие целой государственной программы – не просто закона, а госпрограммы, которая будет предусматривать соответствующее финансирование, потому что без помощи государства результат будет отрицательным, — сказал К. Лазарев. С позицией депутата согласились и участники встречи. В частности, журналисты выразили непонимание: почему увеличивать численность жителей Дальнего Востока предполагается раздачей земель за пределами населенных пунктов, тогда как огромное число брошенных земельных участков находится непосредственно в селах. Там, где когда-то были жилые дома, теперь стоят пустынные улицы: люди, перебравшиеся в 1990-е и 2000-е «поближе к цивилизации», вывозили с собой и скарб, и постройки. Между тем там сохраняется хотя бы элементарная инфраструктура: подъездные пути и электросети. «Создается впечатление, что законопроект разрабатывали люди, не понимающие, почему дальневосточники уезжают в другие регионы страны, либо в основу законопроекта положена чья-то научная диссертация, и это очередной государственный эксперимент по массовому переселению жителей. Все подобные эксперименты заканчивались плачевно», — высказали свою точку зрения представители биробиджанских СМИ. Окончательный вывод о том, какие последствия может иметь закон «о дальневосточном гектаре», можно будет сделать, лишь скрупулезно проанализировав множество фактов. В частности, сколько россиян изъявят желание обзавестись таежными угодьями, где именно будут располагаться выделяемые участки, с какой целью будут использоваться, какой на деле окажется помощь государства в «закреплении» населения таким методом. Пока ясно одно: авторы законопроекта и сами не представляют, как будет работать эта неоднозначная инициатива правительства.
Пресс-служба РО КПРФ в ЕАО
Из ответов депутата Государственной Думы РФ К. Лазарева на вопросы журналистов. Большинство населения России сконцентрировано в городах. Кто из горожан захочет бросить нажитое имущество ради одного гектара неплодородной дальневосточной земли и согласится на переезд? Стоимость этого «актива» неадекватна расходам не переезд. Уже только поэтому «привлечения граждан на постоянное место жительства на территорию Дальнего Востока» не произойдет. Это полнейший разрыв с реальностью! Нельзя жить в Центральной полосе страны и владеть участком, например, в Хабаровском крае. Тем более, что в собственность он будет передаваться только по истечении 5-ти лет. Обеспечить доход человеку с гектара пустой земли невозможно. Это признают и сами законодатели. Например, в соответствии со ст. 5 Закона Кировской области 203-ФЗ от 06.11.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кировской области» минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, необходимый для осуществления эффективного сельскохозяйственного производства с учетом целей предполагаемого (разрешенного) использования, составляет два гектара! Какую экономическую отдачу способен дать земельный участок площадью в один гектар на территории Дальневосточного федерального округа? Урожайность в наших местах ниже, чем в Краснодарском или Ставропольском краях. Глубина промерзания грунта в два раза больше; среднегодовая температура, разница между зимней и летней, дневной и ночной температурами, сумма положительных температур, вегетативный период отличаются очень существенно и в худшую сторону. А кто-нибудь подсчитал, как повлияет непосредственно дальневосточный климат на переселенцев в экономическом аспекте? Президент В. Путин отметил: «…сама по себе идея правильная, и уже в истории России была реализована в Сибири». Действительно, подобная «раздача земель» была реализована. Но о последствиях этой инициативы эксперты рассказывают крайне неохотно. Из тех переселенцев начала прошлого века, кто, продав надел, двинулся в Сибирь, огромное число разорилось и вернулось домой озлобленными и нищими. С 1907 по 1914 г. официально зарегистрировано свыше 1 млн. семей «обратников» (С. Кара-Мурза. «Столыпин – отец русской революции»). Поэтому привлечение граждан на Дальний Восток таким образом – это фантазия, недопустимая для такого уровня принятия решений. Такое целеполагание – просто беда! Пропал Дальний Восток!
|