ТОР: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ |
![]() |
Разговор о значимости Дальнего Востока с его природными богатствами, нефтью, газом, оловом, вольфрамом, углем, золотом, серебром, титаном, марганцевыми конкрециями на дне океана и другими полезными ископаемыми в Тихоокеанском металлогенном поясе давнишний. Еще в восьмидесятом году прошлого века в США была принята «Гуамская» доктрина Никсона, согласно которой США, Китай, Япония, Южная Корея и Советский Союз столкнутся здесь в своих интересах. Названные государства предприняли все необходимые усилия для подъема экономики, что не произошло у нас. Дальневосточный регион оставался и остается сырьевым придатком. Так, например, свободные экономические зоны в Находке и на острове Русский дали нулевой результат. Более того, экономика региона ослабла, по социально- экономическим показателям стала одной из беднейших в стране, население – стремительно уменьшаться из-за плохих условий жизни и отсутствия какой-либо перспективы. На Дальнем Востоке по целому ряду программ социально-экономической направленности на одного человека финансирование кратно ниже, чем в среднем по стране. В связи с этими явлениями возникла угроза национальной безопасности России на ее восточных рубежах. В высшем эшелоне российской власти поняли сложившуюся ситуацию спустя тридцать лет и поспешно объявили о нововведениях, которые, по ее мнению, поднимут экономику Дальнего Востока за достаточно короткий срок, улучшат условия жизни жителей и остановят отток населения. Одновременно в течение десяти лет по принятому плану в дальневосточный регион предполагается переселить миллион человек. Приведут ли благие намерения в рай? Посмотрим внимательно. С января 2015 года вступил в силу закон о ТОСЭР – территориях опережающего социально-экономического развития, которые для Дальнего Востока именуются несколько проще - территории опережающего развития. В определение ТОР входит следующее понятие. Это некоторые участки территорий в дальневосточных субъектах РФ в рамках административных единиц, которым придается особый статус и на которых будут создаваться новые высокотехнологичные производства по выпуску самых современных и востребованных товаров. Всего таких – 14, в ЕАО - в Смидовическом районе. Выбор основывался на следующих условиях: наличие трудовых ресурсов, состояние инфраструктуры, прежде всего, транспортных магистралей. Сюда, по заверению продвиженцев идеи и закона, придут иностранные инвесторы, создадут все самое передовое, и отсюда приобретенный опыт распространят по всей стране. Как сказал глава Минвостокразвития Александр Галушка: «И благодаря этому не только будет развиваться Дальний Восток, а и вся Россия». Тот же министр, но уже о катастрофическом наводнении 2013 года: «Нет худа без добра. Но благодаря этому наводнению Дальний Восток стал для нас всех ближе». Вот так! А ТОР и ТОСЭР в спарринге с диверсификацией экономики собственными силами станут механизмом подъема России с колен. Как ни странно, но своего у нас ничего не придумали, пошли по заимствованию. «Причем сам институт, сам механизм территорий опережающего развития - это не изобретение велосипеда. Мы видим, как в соседних с нами странах, именно в странах Азии, это все очень успешно сработало. Когда в Южной Корее, благодаря такого рода инструментам, целые отрасли, как, например, судостроение, были созданы, или машиностроение. Мы видим, как в Китае весь подъем китайской экономики, которая стала первой в мире, начался с четырех точек на карте, очень, казалось бы, небольших». Это тоже слова Галушки. Инвесторов, прежде всего иностранных, привлекают «налоговым раем». Первые пять лет - освобождение от налога на землю и имущество, с момента получения первой прибыли - налог на прибыль не более 5%, предусмотрена возможность ускоренного и упрощенного возмещения НДС. Для тех, кто станет резидентом, в течение 3 лет с момента создания ТОР - льготная ставка по страховым взносам, 7,6% вместо 30% от фонда оплаты труда. А режим свободной таможенной зоны предполагает освобождение от НДС и таможенных пошлин по импортному оборудованию. Инвесторы дадут современные высокотехнологичные, высокопроизводительные, а потому хорошо оплачиваемые рабочие места, особенно в приоритетных направлениях. По словам вице-премьера РФ Юрия Трутнева, «в энергетике, судостроении, строительстве инфраструктуры, переработке рыбы и леса». Всего же по разным оценкам в течение десяти лет поток частных инвестиций составит от одного до двух с половиной триллионов рублей, а выпуск продукции на триллион. Манна небесная. На поверку она оказывается легким и тонким снежком, которым хотят прикрыть действительные потребности в инвестициях на Дальнем Востоке, требующимся для того, чтобы вывести его в развитые экономические районы. Эти потребности в десять раз больше, чем сумма возможных привлеченных частных средств отечественных инвесторов или иностранных на тот же период времени. Кроме того, государство намерено вложить одновременно с частными инвестициями только один рубль на десять привлеченных, что катастрофически мало. Частный инвестор массово пойдет на Дальний Восток со своим свободным капиталом тогда, когда сочетание средств государства и частного инвестора, особенно иностранного, по вложениям составит 50 на 50. Этого не предвидится: у России на ТОР просто нет денег, и в ближайшем будущем они не появятся. Сначала надо выйти из экономического кризиса, на что потребуется не менее десятка лет. Авторы, руководители и исполнители проекта в качестве доказательства его первых успехов предъявляют дальневосточникам факт подписания четырнадцати меморандумов о «взаимопонимании» с крупнейшими японскими, южнокорейскими и китайскими компаниями. Но как-то скромно умалчивают, что меморандум – это неподписанное соглашение или договор о вложении инвестиций. Между первым действием и вторым может, как говорят, «лежать пустыня Сахара», добавлю, не один год. Так, переговоры о строительстве нефтепровода из Восточной Сибири на территорию КНР продолжались более десяти лет. Что же останавливает иностранных инвесторов «поспешить» на предлагаемые выгодные условия – налоговые преференции? Прежде всего, различие условий, которые были при создании ТОР, например, в Китае и есть в России. В Китае, Республике Корея и в других государствах Юго-Восточной Азии они создавались на территориях густонаселенных с избытком рабочей силы, у нас – безлюдные пространства и ее недостаток. Квалифицированных кадров тем более не хватает. План переселения на Дальний Восток миллиона человек – облако в небе. Те же мигранты, что приезжают на Восток нашей страны из бывших республик Советского Союза - ныне независимых государств - имеют низкую квалификацию и грамотность. Они уходят в торговый, ресторанный и другие сферы бизнеса, не связанные никак с высокими технологиями. Сравним. В советское время из каждых десяти прибывавших на Дальний Восток семь имели высшее образование, ныне – единицы из сотни, если не из тысячи. Подготовка кадров – дополнительные расходы для инвесторов, подчас половина затрат на реализацию проекта. В Китае часть таких затрат, нередко все сто процентов, брало на себя государство – создало сеть из сотен университетов, в которых можно учиться бесплатно. Но кадровый голод не единственный сдерживающий фактор. Главный - экономическая и политическая нестабильность России. Экономика в стране в стадии сильнейшего экономического кризиса, и пока у власти нет конкретной программы выхода из него. Инвесторы хотят видеть иную картину, образно - делать ставки на ипподроме на сильного и выносливого жеребца, который точно в числе первых придет к финишу, а не на «темную лошадку», совершенно непредсказуемую.
Вот так от имени всех крупнейших торговых домов Японии. Как воровали бюджетные деньги при подготовке саммита во Владивостоке, известно во всем мире. Коррупция и казнокрадство – сильнодействующее средство против практических шагов иностранных инвесторов. Конечно, предлагается устранение всех бюрократических барьеров, но на бумаге одно, на деле другое. Недоверие к нашим действующим институтам, сомнение в реализации на практике норм закона так, как они прописаны в нем, третий сдерживающий фактор. Есть еще препятствия, вызывающие осторожность инвесторов. В их числе – слабо развитые транспортные сети и социальная инфраструктура. Развитие дорожной сети на Дальнем Востоке России не по силе: отсутствуют необходимые денежные средства, техника, кадры. Поэтому надо привлечь инвесторов к созданию транспортной инфраструктуры, взвалить на их плечи такую ношу. Но на ее развитие здесь требуется значительно больше затрат, чем в том же Китае: расстояния несопоставимы. В Китае, кстати, с упреждающего последующие действия - создания сети дорог, автомобильных и железных - все и началось. Опять же за счет вложений государства. Площадки для ТОР и их связи с другими регионами страны готовили заранее или одновременно. Для вывоза произведенной в них продукции, в частности. Тут мы подошли еще к одному сдерживающему фактору. Представим, что на высокотехнологичном производстве создан товар, например, те же предметы быта длительного пользования. А где рынок сбыта? Кто потребитель? Один человек на квадратный километр на Дальнем Востоке? Или в Восточной Сибири, где плотность населения почти такая же? Или все это производить и везти из России в Китай, Японию, Южную Корею? Где рынок сбыта уже перенасыщен? Если говорить о насыщении этими товарами западную, европейскую часть России, то «за морем телушка полушка, да рубль перевоз». Транспортные расходы выльются не в копеечку. Если брать во внимание общее снижение доходов населения, падение покупательской способности и обнищание его, то кому продавать? Перспектива о наличии обширного рынка более чем туманная. Как-то замалчивается и такая тема, связанная с ТОР, - развитие социальной структуры. Мигрантов в ТОР окажется десятки, а возможно, и сотни тысяч. Потребуются объекты социального назначения: жилище, поликлиники, больницы, школы, детские сады, другие виды социального обеспечения. Кто всем этим заниматься будет? Инвестор, государство? Ответа нет. Факторов, заставляющих иностранных инвесторов быть осторожными и сдержанными, много, но российская сторона обходит их молчанием. Отчего? Наверное, оттого, что, в принципе, ТОР станут обычными технопарками, далеко не территориями опережающего развития с самыми современными технологичными производствами того же товара, но несколько иного назначения и востребования. Закон о ТОР принимался поспешно, в общем, он переписан с закона о свободных экономических зонах, что вызвало нарекания российского бизнеса, особенно среднего и малого. С представителями бизнеса вообще никто не советовался в ходе его подготовки! Есть в законе о ТОР немало положений, которые ущемляют права и свободы российских граждан. Не прописаны в нем и отношения между местными органами власти и резидентами – основными инвесторами. Создается впечатление, что они будут неуправляемы. Об этом и других проблемах в следующем номере газеты «Голос Биробиджана».
Ирина ПРОСВЕТОВА, Николай ПРОСВЕТОВ |