Четверг, 30 Мая 2024

Нет причин для восторгов PDF Печать

Правительство РФ выступило с инициативой проведения налоговой реформы, которая вроде бы должна заставить раскошелиться богатых. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) теперь будет дифференцированным. Казалось бы, это можно только приветствовать, но вынуждены огорчить: пока радоваться явно преждевременно.

Существовавшая в РФ аж с 2001 года плоская шкала налогообложения граждан давно была одним из главных поводов для критики власти, прежде всего со стороны КПРФ. К этому следует добавить, что до 2015 года доходы от дивидендов облагались налогом по сниженной ставке в размере 9%; позже она была увеличена до тех же 13%. С 2021 года для наиболее обеспеченных граждан была введена повышенная до 15% ставка НДФЛ, но назвать это полноценным прогрессивным налогом язык не поворачивается.

Система налогообложения, при которой и топ-менеджер, и уборщица платят НДФЛ по одной ставке, стала одной из причин того, что в РФ социальное расслоение превратилось в настоящую пропасть между богатейшими и беднейшими гражданами. Если в СССР в 1980-е коэффициент Джини (характеризует степень расслоения общества, чем ближе показатель к единице, тем оно больше. — М.К.) был менее 0,3, то в РФ, по официальным данным, в течение всего XXI века он держится в районе 0,4. Но вот по данным швейцарского банка «Креди Суисс», специалисты которого использовали иную методику, всё куда хуже: в 2010-е в РФ коэффициент Джини достиг 0,84, и это самый высокий показатель для крупнейших стран мира.

Одним из узловых положений антикризисной программы КПРФ все последние годы было введение прогрессивной шкалы налогообложения граждан. И вот правительство РФ разродилось. НДФЛ теперь составит 15% для дохода в год от 2,4 до 5 млн руб., 18% — от 5 до 20 млн руб., 20% — от 20 до 50 млн руб. и 22% для доходов свыше 50 млн руб. Есть льготы: для участников СВО останутся прежние 13%, а для родителей двух и более детей, доход которых не превышает полутора прожиточных минимумов в месяц, предусмотрен вычет, за счёт которого фактическая ставка составит 6%.

Что здесь плохого? Первое и главное: большая часть граждан с невысокими доходами как платили 13%, так и будут это делать дальше. Когда ты отдал больше одной восьмой от 35 тыс. руб. — это совсем не то же самое, что отдать чуть более одной пятой от — возьмём практически по минимуму — полумиллиона. К тому же в предложениях правительства нет ни единого слова о льготах для многодетных семей, и если у какой-то из них доходы выше новой планки, то её оберут.

Из всего этого можно сделать вывод, что правительство РФ вовсе не озабочено задачей борьбы с социальным расколом в стране. Его и раньше-то он особо не волновал. В чём же причина реформы? Правительство называет её практически открыто: санкции Запада против РФ. Те самые, которые, если верить официальной пропаганде, вроде бы как не работают и вообще даже полезны.

Так что истинная цель, ради которой власти занялись налоговой реформой, — получение дополнительных доходов, а не какая-то там социальная справедливость. Потому и не освободили от налогов беднейших граждан, что наш нынешний премьер как бывший главный налоговик прекрасно знает: это самые дисциплинированные налогоплательщики, и их вклад в общую копилку НДФЛ — наибольший.

Богатых же российские власти решили немного поднапрячь, воспользовавшись ситуацией, сложившейся из-за тех же санкций. Обеспеченным людям теперь стало гораздо труднее прятать свои доходы за рубежами Отечества при помощи различных схем. Можно так неудачно спрятать, что потом «нажитое непосильным трудом» обнаружит финансовая разведка бывших западных партнёров, которые найденное немедленно прихватизируют в лучших традициях незабвенного Чубайса. Прецеденты уже есть.

И самый главный вопрос. Власти не скрывают, что к налоговой реформе их толкнула, скажем так, особая ситуация в связи с СВО и санкционной войной Запада. Ну а если внешняя конъюнктура для РФ вдруг улучшится? Опять вернут плоскую шкалу? Или просто станут смотреть сквозь пальцы на то, как олигархи уходят от налогов? Вот потому и воздержимся от восторгов.

 

Михаил КОСТРИКОВ,
газета «Правда»

 

 

   
Отказал – плати крупный штраф! PDF Печать

Поправки о трудоустройстве инвалидов

Госдума одобрила (за – 387) в первом чтении законопроект, разработанный группой депутатов от КПРФ во главе с Олегом Николаевичем Смолиным, об увеличении штрафов для работодателей за отказ в трудоустройстве инвалидов.

О. Смолин пояснил: «В законопроекте, который мы предлагаем, два основных пункта:

первый – поднять размер административного штрафа за нарушение законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов для должностных лиц с 5–10 тыс. рублей до 20–30 тыс. рублей;

второй – ввести административную ответственность работодателю-юридическому лицу в виде штрафов от 50 до 100 тыс. рублей».

Также О. Смолин предупредил, что «такое повышение следует считать скорее сигнальной мерой, чем карательной, потому что на самом деле цена рабочего места для инвалида значительно выше. Но мы надеемся на положительные изменения ситуации. Пронаблюдаем правоприменительную практику, а затем примем следующие решения».

Тут же депутат признался, что не в его духе предлагать карательные меры:

«Мне за много лет, пожалуй, впервые приходится вносить законопроект об ужесточении наказания. Перефразирую известную формулу: права одних людей кончаются там, где начинаются права других. Обычно я таких законопроектов не вношу».

Но как иначе защитить права инвалидов?

Депутат напомнил: «…в 2021 году Госдумой были приняты и подписаны президентом поправки в закон о занятости, в марте 2022 года принято специальное постановление правительства №366. Этими актами были улучшены условия квотирования рабочих мест для инвалидов. Недавно, 30 ноября прошлого года, был принят новый федеральный закон о занятости, а в настоящее время правительство готовит подзаконный акт, постановление по этому поводу! Но, как сломить жестокосердие работодателей, остающихся при своем мнении по отношению к инвалидам?

Из истории вопроса. С 1995 года действовал очень неплохой закон о социальной защите инвалидов, правда, плохо исполнявшийся. А с 2005 года он был разрушен федеральным законом №122 о так называемой монетизации льгот. Нормативные акты, которые я выше назвал, условия квотирования улучшили, заставив работодателей отчитываться о создании рабочих мест для инвалидов не формальными бумагами, а реальными трудовыми договорами с инвалидами. Была предоставлена возможность создания рабочих мест для инвалидов в других организациях по соглашениям о трудоустройстве. Если организация сама не может создавать рабочие места, она может сделать это в другой организации».

Правительство и Счетная палата сделали замечание разработчикам, что якобы они не очень учитывали новую нормативную правовую базу. «Наоборот, – возражает Смолин, – как раз для того, чтобы реализовать нормативную базу, и предложен данный законопроект».

На то, как необходим документ, усиливающий ответственность работодателей, указывает и статистика.

По официальным данным с 2016 по 2022 год количество работающих инвалидов в РФ сократилось на 984 тыс. человек, почти на миллион. Казалось бы, после принятия нормативных актов оно должно было увеличиться, но статистика это не подтверждает.

В 2021 году доля занятых инвалидов трудоспособного возраста составила 19,8%, в 2022 году – на 3% больше: 22,6%, в 2023-м – снова 19,8%. Почему не увеличивается занятость среди инвалидов?

«Причин две, – говорит Смолин. – Во-первых, в последние годы не проводились проверки в связи с пандемией. Во-вторых – низкие штрафы. Собственникам-предпринимателям дешевле заплатить штраф, чем создать рабочее место для инвалида…»

Минтруд также отмечает, что в 2023 году из 418 тыс. заквотированных рабочих мест пустует 100 тыс. При этом уровень занятости на квотируемых рабочих местах в организациях с государственным участием выше, чем на других предприятиях. То есть в государственном секторе экономики больше контроля и ответственности.

«Потому мы и решили законодательно ужесточить ответственность неисполнительных работодателей», – подчеркнул Смолин.

«Предложенные законопроектом размеры административных штрафов для должностных лиц до 30 тыс. рублей и для юридических лиц до 100 тыс. рублей – справедливы и соразмерны тяжести правонарушений, – считает коммунист Юрий Синельщиков, – они социально направлены и должны быть поддержаны».

В этот раз от «Единой России» не поступило особых возражений. Откуда такая покладистость партии власти?

Оказывается, Смолин согласовывал проект в Кремле.

Однако с прошлого года без всякого внимания и движения лежит в Госдуме законопроект, предложенный депутатами-коммунистами во главе с Геннадием Зюгановым и председателем думского комитета по соцполитике Ярославом Ниловым (ЛДПР), об индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии для работающих инвалидов-пенсионеров. Изменение должно быть внесено в закон «О страховых пенсиях».

По законопроекту, индексация должна была состоятся 1 января 2024 года. Но документ заморожен, и относительно небольшое увеличение выплаты к страховой пенсии работающие инвалиды-пенсионеры так и не получили.

Инициаторы законопроекта считают, что в стране вопиюще нарушаются права граждан с ограничениями по здоровью, несмотря на то, что они прикладывают огромные усилия, чтобы работать, быть полезными обществу. Но их старания остаются недооцененными в капиталистическом обществе. Инвалидам сложно адаптироваться в жизни, сложно трудоустраиваться, чтобы чувствовать себя равноценными гражданами, сложно жить на мизерные пенсии. Хотя с высоких трибун им обещают помогать…

 

В РФ есть действующая программа «Доступная среда». В ней записано, что к 2020 году не менее 40% инвалидов должно быть трудоустроено, а к 2025 году – 51% инвалидов получит посильную работу. Но Росстат свидетельствует о снижении числа трудоустроенных инвалидов: с 2016 года по 2022-й – почти на 1 млн человек.

Всего в России людей с ограниченными физическими возможностями свыше 10 млн, из них имеют работу только 1,5 млн. Когда же будет достигнута цифра в обещанный 51%? Через сколько десятилетий?

Между тем в Госдуме вызревает закон, позволяющий медэкспертизам отказывать очевидным инвалидам в признании их таковыми. Даже граждан с отсутствием органа – руки, ноги, глаза – заставляют проходить ежегодный медицинский контроль для подтверждения: органа нет, новый не вырос, инвалидность сохраняется.

И все же принятие законопроекта об усилении ответственности работодателей за трудоустройство инвалидов внушает определенный оптимизм, так как справедливость по крупицам проникает в нашу жизнь…

 Галина ПЛАТОВА,
"Советская Россия"

 

   

Архив новостей


<Май 2024>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282931  
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
 

Новости с сайта КПРФ

Главное меню

Наш Баннер

Размести наш баннер
на своем сайте
КПРФ ЕАО
HTML-код баннера

РЕКОМЕНДУЕМ

Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Сайт создан в 2011 году по заказу Регионального Отделения КПРФ Еврейской автономной области   © 2011.