Заграница нам поможет… остаться без гроша |
За последний год отток капитала из России составил более 48 миллиардов долларов. Этот печальный рекорд комментирует доктор экономических наук Валентин Катасонов. Уже три десятилетия слышу одни и те же мантры: «Заграница нам поможет». В том числе поможет капиталами, которые иностранные инвесторы принесут нам на блюдечке с голубой каемочкой. Ради этой высокой цели еще в 90-е годы была проведена полная либерализация трансграничного движения капитала. Образно выражаясь, были открыты все двери для того, чтобы иностранным благодетелям было проще заносить в «дом» под названием «Россия» эти самые вожделенные капиталы. Не только через распахнутые двери, но даже через открытые настежь окна стали очень активно перемещаться эти самые капиталы. Только почему-то в обратном направлении. Всё, что лежало в «доме», выносилось вовне и исчезало в неизвестном направлении. Активной деятельностью по выносу имущества из «дома» занимались и продолжают заниматься какие-то малосимпатичные субъекты-полиглоты. Под этими «субъектами» я разумею отечественных и иностранных инвесторов. Хронический отток финансовых ресурсов Теперь для описания сложившейся в России ситуации с инвестициями я перейду на более привычный язык экономистов. Либерализация трансграничного движения капитала (снятие всяких ограничений на экспорт и импорт капитала в форме прямых, портфельных и прочих инвестиций) привела к вполне ожидаемому результату. Экспорт капитала хронически стал превышать его импорт. Установился устойчивый чистый отток капитала из России. За три неполных десятилетия существования Российской Федерации, может быть, раза три-четыре был зафиксирован чистый приток, да и то в весьма скромных размерах. Россия стала «донором» капитала (проще говоря, «дойной коровой») для «остального мира» (так в статистике Банка России называются те страны и офшорные юрисдикции, куда уплывает капитал из России). Капитал уходит из России как по легальным, так и не очень легальным каналам. То, что проходит по легальным каналам, отражается в платежном балансе страны, составляемом Банком России. Накопленным итогом с 1994 года чистый отток частного капитала из России достиг к началу нынешнего года 829,6 млрд долларов. Эта сумма превышает ВВП таких стран, как, например, Швейцария (708 млрд долл.), Саудовская Аравия (681 млрд) или Турция (650 млрд). Согласно экспертным оценкам, сумму чистого оттока, рассчитанную на основе платежного баланса, надо умножить на два или как минимум на полтора (1,5), чтобы получить реальные масштабы чистого оттока капитала с учетом нелегальных (порой чисто контрабандных) каналов вывода капитала за границу. Сейчас я не обсуждаю подробно такую форму вывода капитала из страны, как накопление Банком России международных валютных резервов. По состоянию на 1 апреля 2021 года они составили (без золота) 448 млрд долл. А ведь это также экспорт капитала из России, который осуществляется не частным бизнесом, а Центробанком (покупка иностранных ценных бумаг и размещение валюты на счетах в иностранных банках). Итого, суммарный вывод капитала из России в виде чистого оттока частного капитала по легальным каналам (фиксируемого платежным балансом), по нелегальным каналам (не отражаемого в платежном балансе) и по каналам Центробанка (приращение валютных резервов) за не очень длинную историю существования Российской Федерации можно оценить в диапазоне 1,7–2,0 триллиона долларов. Но и это еще не все. Так называемые иностранные инвесторы, приходящие в Россию, начинают действовать подобно насосам, откачивающим ее ресурсы. И эта откачка называется выводом инвестиционных доходов (проценты, дивиденды, роялти, спекулятивная прибыль). Инвестиционные доходы также получают российские экспортеры капитала. Но сальдо инвестиционных доходов за все годы составления платежного баланса России складывается в пользу выводимых инвестиционных доходов. Причем довольно часто чистый отток инвестиционных доходов даже превышал чистый отток частного капитала. Вот данные по чистому оттоку инвестиционных доходов за некоторые годы (млрд долл.): 2009 г. – 31,0; 2015 г. – 32,7; 2017 г. – 39,9; 2018 г. – 38,6; 2019 г. – 50,0; 2020 г. – 33,8. Только за двенадцать лет (2009–2020 гг.) чистый отток инвестиционных доходов составил 505,7 млрд долл. Довольно часто эксперты, которые справедливо констатируют тревожную ситуацию в российской экономике, связанную с хроническим оттоком финансовых ресурсов за пределы страны, называют цифру накопленного итога в 1 триллион долларов. Думаю, что это сильно заниженная оценка. Ее надо увеличить как минимум в два с половиной раза. Путин принимает решение Теперь хочу остановиться на одном событии прошлого месяца. Речь идет о совещании 11 марта о мерах по повышению инвестиционной активности под руководством Владимира Путина. Оно проводилось в режиме онлайн, в нем участвовали государственные чиновники и представители бизнеса. Совещание проходило на фоне свежей информации Банка России об итогах привлечения иностранного капитала в российскую экономику за прошлый год. Итог оказался шокирующим: зарубежный бизнес вложил в реальный сектор экономики лишь 1,4 млрд долларов против 28,9 млрд годом ранее. Это минимальное значение за 26 лет. Ничего удивительного, впрочем, нет. Этого следовало ожидать с учетом возможной победы Байдена и обещанного ужесточения экономических санкций против России. Нет ничего удивительного и в том, что сальдо движения частного капитала было, как всегда отрицательным: чистый отток капитала составил 48,4 млрд долл. (против 22,1 млрд долл. по итогам 2019 г.). Еще удивительно, что суммарный объем инвестиций в основной капитал в российской экономике в 2020 году сократился всего на 1,4% по сравнению с предыдущим. Т.е. в меньшей степени, чем сократился ВВП (на 3,1%). А вот самая свежая информация от Банка России. Платежный баланс по итогам первого квартала 2021 года. Как всегда, зафиксирован чистый отток капитала – в размере 11,8 млрд долл. Справедливости ради следует признать, что в прошлом году в первом квартале отток был на 35% больше. Но природа прошлогоднего оттока иная, чем сегодня. Если в прошлом году отток был вызван масштабным погашением внешнего долга банками и корпорациями, то в этом он стал результатом вывода за рубеж свободных средств и накопленной прибыли. За первый квартал этого года российские резиденты вложили 13,4 млрд долларов в приобретение иностранных активов – в пять раз больше, чем за тот же период прошлого года, и на 60% выше суммы за весь 2020-й. Активы иностранного происхождения в российской экономике тают как мартовский снег. Скоро и таять будет нечему. Так, в конце 1-го квартала прошлого года китайские накопленные прямые инвестиции в российской экономике составляли 3,74 млрд долл. А к концу третьего квартала 2020 года, т.е. за полгода, они стаяли в два раза и составили 1,83 млрд долл. Вот вам и хваленое российско-китайское экономическое сотрудничество. Может быть, к моменту, когда я пишу эту статью, наши китайские партнеры провели окончательную зачистку своих прямых инвестиций в России. Итак, чистый отток частного капитала сегодня провоцируют в большей мере российские резиденты, чем иностранцы. И вклад российского капитала в обескровливание российской экономики может увеличиваться, а роль иностранного капитала умаляться. Кажется, даже до самых упертых либералов доходит осознание простого, очевидного факта: заграница может нам помочь лишь в том, чтобы освободить нас от заработанной экспортом нефти и газа валюты и от всякого иного имущества. Что ставку можно делать лишь на внутренние силы, в том числе и в первую очередь на отечественных предпринимателей. Вот ради доведения до предпринимателей этой простой мысли и было организовано совещание 11 марта. Президент России поручил правительству разработать комплекс мер по увеличению инвестиций в экономику, от которой Кремль ждет «прорыва» к мировым темпам роста и двукратному сокращению бедности. Были определены некоторые контрольные цифры. Бизнес должен ежегодно наращивать инвестиции в основной капитал с нынешнего уровня в 20,1 трлн руб. (2020 г.) до 30 трлн руб. к 2024 году. Правительству при участии союзов и ассоциаций предпринимателей до 1 июня нужно придумать стимулы, которые бы заставили крупный бизнес вкладывать прибыль в инвестиционные проекты на территории страны, следует из поручений Путина по итогам совещания (размещены на сайте правительства). Контролировать процесс, согласно поручению президента, будет Федеральная налоговая служба. Разработка предложений по активизации инвестиций будет происходить исходя из основных установок, озвученных на совещании. Вот, кажется, ключевая часть выступления президента России на совещании: Конечно, руководители компаний, акционеры сами должны принимать решения, связанные с инвестиционной активностью и с инвестиционными планами, но вот имея в виду, что мы работаем в условиях большой неопределенности и большого количества факторов неопределенности, вы сами решаете, но лучше в дом, здесь спокойнее и надежнее. Итак, прозвучал призыв к бизнесу: несите инвестиции «в дом» (т.е. в Россию). Но одновременно с этим: решения по инвестициям принимаете вы, акционеры и бизнес. Волчья природа бизнеса На совещании звучало именно слово «бизнес». А бизнес, по определению, деятельность, направленная на получение максимальной прибыли. Всем хорошо известна пословица: «Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит». Российский бизнес можно прикармливать налоговыми льготами, бюджетными субсидиями, государственными заказами, лицензиями на добычу природных ресурсов и т.п. «Волк» (российский бизнес) всё это с удовольствием проглотит. Но как только увидит в лесу «зайца» (возможность получить дополнительную прибыль), тут же убежит из «дома». «Волка» можно удержать лишь в том случае, если закрыть ворота двора. Применительно к нашему случаю имеется в виду, что необходимо срочное введение ограничений и запретов на свободное движение капитала через границу. Это настолько азбучная истина, что как-то даже неудобно о ней напоминать. Но запрет на закрытие дверей и окон в доме содержится в «Вашингтонском консенсусе». В разгар мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. многие страны стали нарушать правило «Вашингтонского консенсуса» о полной либерализации трансграничного движения капитала, чтобы защитить свои экономики. Некоторые страны до сих пор сохраняют введенные более десяти лет назад ограничения. Россия решила доказать миру, что она «святее папы Римского». Она не только не ввела никаких ограничений; руководители страны даже пресекают любые разговоры и дискуссии на эту тему как «крамольные». Поручение «волкам» разработать под себя предложения о том, как им оставаться на хозяйском дворе, достаточно странное. Они такие предложения разработают: обеспечить им трехразовое сытное питание на дворе. Очевидно, что такое питание можно будет обеспечить лишь за счёт миллионов простых граждан-налогоплательщиков. Если «волки» один-другой раз такого корма не получат, то можно не сомневаться, что они уйдут в бега, в леса (на мировые финансовые рынки), где гуляют жирные «зайцы» (высокодоходные финансовые инструменты и проекты). Порядок наводить на дворе поручать «волкам» нельзя. Порядок должен наводить сам хозяин «дома». И прежде всего он должен закрыть ворота двора, а также окна и двери «дома». Валентин КАТАСОНОВ
|
Ленинский большевизм |
Выступая недавно в Лужниках, В. Путин обрушился на большевиков.
|
Г.А. Зюганов: С нынешней властью нам не по пути — она продолжает обслуживать олигархию и грабить народ! |
19 апреля в Госдуме по инициативе КПРФ прошли слушания «Законодательное регулирование в сфере здравоохранения». Их участники призвали кабмин и парламент ограничить объем предоставляемых платных услуг в государственных медучреждениях. «Федеральному собранию РФ, правительству РФ ограничить платные услуги во всех государственных учреждениях здравоохранения, нормативно отделив их от бесплатных, гарантированных государством», — говорится в итоговых рекомендациях. Кроме того, участники слушаний настаивают на доведении объемов государственного финансирования здравоохранения до уровня не менее 7% от ВВП РФ в течение ближайших трех лет. В перечне предложений также полное исключение страховых компаний из системы государственной медпомощи, восстановление твердого оклада работников здравоохранения без привязки к региону проживания, обеспечение финансирования здравоохранения на селе независимо от количества прикрепленного населения. О том, почему реализация этих мер исключительно важна, рассуждает лидер КПРФ Геннадий Зюганов. — Наша партия запланировала серию парламентских слушаний, которые бы позволили сформировать новый пакет законов для вывода страны из системного кризиса, — говорит Геннадий Зюганов. — На II Орловском международном экономическом форуме мы такую программу предложили, под нее было подготовлено 12 законов. Но любой закон требует уточнения, если меняется ситуация. А ситуация изменилась, и очень резко. Коронавирус наложился на системный кризис, и одновременно резко обострилась международная обстановка. В воздухе запахло большой войной: те сумасшедшие, которые захватили власть в Америке и на Украине, готовы поджечь пожар не только в Донбассе. Поэтому мы и провели серию слушаний. Они уточняют наши программные положения и дают стране возможность выработать новый курс. На слушаниях мы рассмотрели бюджет развития в 33 трлн рублей. Инициативы, призванные исправить демографическую ситуацию и остановить вымирание страны. Программу «Образование для всех», позволяющую восстановить интеллектуальный потенциал России. А теперь еще и рассмотрели законодательное регулирование в сфере здравоохранения. «СП»: — Какие проблемы для России сейчас ключевые?
— Недавно ВШЭ опубликовала доклад о перспективах развития РФ на ближайшие 15 лет. Эксперты пришли к выводу: наша экономика обречена на стагнацию — прежде всего из-за сокращения численности трудоспособного населения. Оно и впрямь сокращается впечатляющими темпами: только за последние три года Россия потеряла миллион своих соотечественников. Вымирание страны нужно решительно остановить, но для этого нужна совершенно иная социально-экономическая политика. Другая проблема — низкая производительность труда. Она просто не можем быть высокой, если вы отстаете технологически, если не хватает рабочих кадров, если вы перестали готовить инженеров и делать современные машины. Наконец, третья ключевая проблема — недостаточные инвестиции в человеческий капитал. Чтобы страна успешно развивалась, надо как минимум удваивать финансовые затраты на образование, здравоохранение, науку и культуру. Приведу несколько цифр, которые характеризуют обстановку. В 1990-м Российская Федерация производила 9% мирового продукта, сейчас — меньше 2%. С 1990-го мы потеряли 20 млн русских, и население продолжает вымирать ускоренными темпами. Наши власти много шумят об успехах вакцинации, но в России полностью вакцинировано только 6,16 млн человек. Тот же Байден, напомню, пообещал, что к концу первых 100 дней его президентства прививку от коронавируса сделают 200 млн американцев. Необходимо обратить внимание на уникальный советский опыт. Мы обобщили опыт ленинско-сталинской модернизации, сердцевиной которой была всеобщая борьба с безграмотностью и нищетой, а также забота о здоровье людей. Система здравоохранения наркома Семашко оказалась лучшей в мире. Судите сами: в 1900-м году продолжительность жизни в России составляла 32 года, в США — 49 лет. Но за 50 лет Советской власти мы не только догнали, но и перегнали Америку. В 1967-м средняя продолжительность жизни в СССР составила 70 лет, тогда как в США — 67 лет. ВОЗ обобщила тогда наш опыт, включая профилактику детских заболеваний, и рекомендовала его всему миру. Советская система вакцинации вообще была потрясающей. Она оправдала себя в борьбе с чумой, холерой, черной оспой — мы победили страшные болезни благодаря подготовке высококлассных кадров. По количеству ученых медиков, врачей, медицинских сестер мы были в числе лучших держав мира. И по праву гордились своей медициной — в Советском Союзе она была доступна каждому. Всего один факт: в 1965—1967 годах на образование, здравоохранение, науку и искусство суммарно тратилось почти 40% расходной части бюджета. Поэтому и результаты получали выдающиеся! «СП»: — Путин мог бы вернуться к такой схеме финансирования? — Если экономика не растет, у вас нет ресурсов для достойного финансирования социальной сферы. А в России за 10 последние лет средние темпы роста составили 0,9% в год. Другими словами, за десятилетие мы не выросли даже на 10%! Для сравнения: в США рост за сопоставимый период — 16,2%, в Евросоюзе — 31,2%, в коммунистическом Китае — 101%! Поэтому вопрос стоит ребром: нужно срочно менять финансово-экономический курс и социальную политику! Нужна новая налоговая система — прогрессивная шкала подоходного налога! Нужно все делать, чтобы страна получила импульсы к развитию! А что выходит на практике? Нынешняя Дума сделала все, чтобы урезать социальные расходы. Мы требовали как минимум удвоить расходы на социалку, — с 3% до 7% расходной части бюджета, — но партия власти отказалась! Требовали поднять прожиточный минимум до 25 тысяч рублей — и снова отказ! Мы настаивали, чтобы врачи, учителя, ученые получали приличную зарплату — воз и ныне там! По регионам разница в зарплате врачей и медсестёр пятикратная. Это абсолютно недопустимо — нужна общефедеральная базовая ставка в 50−60 тысяч рублей! Все эти данные отражены в Политическом отчёте ЦК КПРФ. Я направил этот документ для ознакомления по 270 адресам, в том числе президенту, членам Совета Безопасности и правительства, губернаторам, законодателям в регионах. Компартия в ближайшие дни проведет XVIII съезд, выстроит программу и будет активно бороться за развитие России. За такую систему, которая позволит вкладывать средства прежде всего в экономику, человеческий потенциал, социальную сферу. А с нынешней властью нам не по пути — она продолжает обслуживать олигархию и грабить народ! |