НОВЫЕ «СТАРОСТИ» Печать

В правительстве РФ разработана новая стратегия развития российских регионов — «Основы государственной политики регионального развития до 2025 года». Документ уже подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым. Хотя и содержит больше вопросов. чем ответов.

Согласно новой «Стратегии» правительство намеревается сократить уровень дифференциации экономического развития всех российских регионов. Что ж, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Сейчас бюджетные доходы самых богатых регионов превышают доходы самых бедных в 43 раза! Как комментирует наш «медийный сенатор» от ЕАО Р. Гольдштейн, «...это давняя проблема, о необходимости решения которой в Совете Федерации говорили неоднократно. И очень важно, что теперь выработан базовый документ – «Стратегия», которая позволит за несколько лет нивелировать этот разрыв».

Одно дело — сказать, и совершенно другое —  сделать. В ходе «реформ» 1990-х годов экономический рост регионов стал сильно разниться. В итоге условно определились три группы регионов: регионы с высокими темпами внутренней капитализации с привлечением внешних инвестиционных программ (Москва, Санкт-Петербург); регионы с догоняющими темпами внутренней капитализации за счет крупного промышленного производства (Поволжье, Урал); регионы с отстающими темпами капитализации с низким уровнем внутренних и внешних инвестиционных вливаний (либо с их полным отсутствием) при полном преобладании дотаций из федерального бюджета (регионы ДВ и Северного Кавказа). Эта классификация сохраняется и сегодня.

Темпы социально-экономического развития дальневосточных регионов остаются самыми низкими по стране. В течение 1990-х годов промышленно-производственная база во многих из них оказалась на гране уничтожения. Яркий пример — авиационное военно-промышленное предприятие им. Ю.А.Гагарина в г. Комсомольск-на-Амуре. В условиях новой рыночной формации предприятие, выпускающее  боевые самолеты «ОКБ Сухого» (знаменитые «сушки»), вынуждено было самостоятельно искать инвесторов и заключать зарубежные контракты. У Министерства обороны на предприятие денег не нашлось. Серьезные финансовые проблемы испытывали и портовые предприятия Приморского края, в результате чего существенно снизились темпы рыбодобывающей отрасли. При этом стоимость производимой рыбной продукции выросла в несколько раз. Но несмотря на большие сложности, регионы все же смогли сохранить свою промышленную базу.

Другим регионам дальнего востока повезло значительно меньше. В первую очередь это касается ЕАО. После выхода из состава Хабаровского края Еврейская автономия оказалась предоставлена сама себе. Регион, исторически славящийся сельским хозяйством и легкой промышленностью, в одночасье был лишен и того и другого.

Фактически автономия стояла на грани социально-экономического вырождения. Мощнейшие предприятия автономии: «Дальсельмаш», «ЗСТ», «МТС», «Элеватор»,  швейная фабрика фактически перестали функционировать или находятся в стадии банкротства.

Региональные власти ведут автономию к обнищанию. Такая «стратегия развития» региона, федеральный центр, видимо, устраивает. На сегодняшний день в ЕАО функционируют только Теплоозерский цементный завод и Кимкано-­Сутарский ГОК, введенный в эксплуатацию в 2016 году и еще не достигший максимального показателя своего промышленного производства.

На этих примерах можно увидеть, что уровень дифференциации экономического развития субъектов даже в пределах одного федерального округа только растет. Разница в среднестатистических показателях среднедушевых доходов населения доходит до 5,5 раз. Разрыв между объемами внебюджетных инвестиций на душу населения д — до 133 раз. В то же время, уровень социально-­экономического развития дальневосточных регионов неоднозначен.

Само по себе в этом нет ничего странного, т.к. каждый регион имеет свои природно-­климатические и социальные особенности. Но в данном случае наблюдается ощутимый разрыв, который с каждым годом только растет.  При этом «дифференцированные ножницы» пнепосредственно сказываются на размере дотаций, выделяемых из федерального бюджета.

Новая стратегия регионального развития предполагает мониторинг экономики каждого региона с последующим присвоением каждому субъекту страны индекса производственной специализации. А главным инструментом для ликвидации разницы развития регионов рассматриваются вливания из федерального бюджета.

Таким образом, вся «Стратегия развития регионов до 2025 года» будет сведена к новым дотациям, которые не дадут возможность российским субъектам нарастить свой экономический потенциал. Соответственно, и качество жизни в регионах останется разным. Дальневосточники так и будут пребывать в группе догоняющего развития, а уровень дифференциации экономического роста между субъектами будет увеличиваться.

Андрей РУСКОВ

 

Архив новостей


<Октябрь 2017>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232526272829
3031     
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
 

Главное меню

Наш Баннер

Размести наш баннер
на своем сайте
КПРФ ЕАО
HTML-код баннера

РЕКОМЕНДУЕМ

Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Сайт создан в 2011 году по заказу Регионального Отделения КПРФ Еврейской автономной области   © 2011.