Дальний Восток: думы в Думе о районном коэффициенте Печать

Тема развития Дальнего Востока как стратегического региона России является одной из актуальнейших в последние несколько лет: достаточно того, что ни одно послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации не обходится без указания на приоритетность задач опережающего развития Дальнего Востока. В настоящее время мы можем наблюдать смещение акцента бесед с экономической и инвестиционной составляющих развития на социальную сферу – необходимое условие привлечения на Дальний Восток человеческих ресурсов.

Так, в сентябре этого года на Восточном экономическом форуме Президент РФ В. Путин отметил, что очень важно добиваться таких позитивных перемен, которые реально почувствуют люди, живущие на Дальнем Востоке, а повышение привлекательности Дальнего Востока является магистральной задачей для властей.

Смысл же претензии Президента РФ к нынешней ситуации состоит в том, что инвестиции в регион чиновники привлекать научились, не говоря уже о том, что деньги из госбюджета тоже поступают немалые. При этом добиться позитивных перемен в жизни дальневосточников не получается, признал он.

Казалось бы, при заданном в этих словах Президентом РФ векторе работы любые инициативы, направленные на улучшение качества жизни людей на Дальнем Востоке, должны рассматриваться особенно тщательно и находить широкую поддержку.

Между тем на деле все обстоит далеко не всегда так.

На пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ 23 марта 2018 года был рассмотрен внесенный еще в июне 2016 года депутатом Государственной Думы от Приморского края, Хабаровского края, Сахалинской области и Еврейской автономной области членом фракции КПРФ А.В. Корниенко и долго ходивший по коридорам парламента проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях"», разработанный в целях улучшения социального положения пенсионеров и осуществления единого правового подхода к пенсионному обеспечению лиц, проживающих в особых климатических условиях Дальнего Востока.

Законопроектом предлагалось установить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца с учетом районного коэффициента лицам, проживающим в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но для которых установлен районный коэффициент к заработной плате.

В настоящее время районный коэффициент для пенсионеров-дальневосточников учитывается только в страховых пенсиях жителей Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, а также у получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению (в частности, федеральных государственных служащих – чиновников, силовиков, военных).

В отношении жителей южных районов Дальнего Востока, получающих страховую пенсию, установленный к заработной плате районный коэффициент не применяется, что свидетельствует о наличии различных и несправедливых подходов к пенсионному обеспечению граждан и необходимости корректировок законодательства. Речь идет о защите интересов порядка 750 тыс. человек, проживающих в Приморском, Хабаровском краях, ЕАО, Амурской области.

Следует немного сказать и о «стоимости» законопроекта. Его реализация федеральному бюджету обошлась бы примерно в 10 млрд. руб. в год. Однако в условиях того, что государство регулярно находит десятки и сотни миллиардов рублей для поддержки оказавшихся в «трудной ситуации» и под санкциями крупных компаний, банков, олигархов (для сравнения – только строительство печально известных отелей «Хаятт» в г. Владивостоке обошлось скромному бюджету Приморского края в 18 млрд. рублей), сомневаться в том, что данная сумма более чем посильна федеральному бюджету, не приходится.

При рассмотрении законопроекта в Государственной Думе голоса распределились следующим образом: «за» голосовали депутаты фракции КПРФ и Справедливой России; депутаты фракций «Единая Россия» и ЛДПР не голосовали вообще, в том числе представляющие Приморский край Николаева В.В., Новиков В.М., Пинский В.В., Сопчук С.А. («Единая Россия»), Андрейченко А.В. (ЛДПР); представляющие Хабаровский край, Амурскую область, Еврейскую автономную область Березуцкий Ю.Н., Гладких Б.М., Тихомиров А.Ф., Яровая И.А. («Единая Россия»), Абрамов И.Н., Селезнев В.С., Фургал С.И. (ЛДПР). Это не позволило законопроекту набрать необходимое для принятия количество голосов, и он был отклонен в первом чтении.

Примечательно, что представитель ответственного Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Бессарабов Д.В. (фракция Единая Россия) в качестве аргумента против принятия законопроекта указал следующее: «По мнению комитета, предоставлению дополнительных льгот лицам, о которых идёт речь в законопроекте, должна предшествовать всесторонняя оценка степени дискомфортности условий труда и проживания на обозначенных в законопроекте территориях».

Удивительное заявление. Получается, что действующие в соответствии с Трудовым кодексом РФ для заработных плат районные коэффициенты, призванные покрыть издержки проживания в отдаленных и неблагоприятных условиях, почему-то не могут применяться к пенсиям без дополнительного подтверждения «дискомфотности условий труда и проживания».

Более того, за требуемой Комитетом «всесторонней оценкой» далеко ходить не надо – достаточно данных официальной статистики, приводимых в пояснительной записке к законопроекту.

В частности, на территориях Дальнего Востока, в том числе южных, прожиточный минимум существенно выше, чем в среднем по России. Например, прожиточный минимум пенсионера в целом по России за три квартала 2017 года составил 8 393 рубля, в Приморском крае – 10 000 рублей, в Амурской области – 9 193 рубля, в Еврейской автономной области – 10 087 рублей и в Хабаровском крае – 10 494 рубля, то есть в среднем в южных регионах Дальнего Востока прожиточный минимум пенсионера на 15-20 % больше, чем по России. Разница очевидна, и она существенна.

В то же время средняя пенсия в России, по данным Росстата и Пенсионного фонда, за три квартала 2017 года составила 13 420 рублей. В Приморском крае - 13 239 рублей, в Амурской области – 13 097 рублей, в Еврейской автономной области – 12 578 рублей и в Хабаровском крае - 15035 рублей, но это только за счет большого количества территорий Крайнего Севера и приравненных к ним в Хабаровском крае, где районный коэффициент в пенсии учитывается. Другими словами, пенсия в южных районах Дальнего Востока соответствует среднероссийской или даже ниже, а вот прожиточный минимум – значительно больше! И эта разница никак не компенсируются, поэтому пенсионер – житель южных районов Дальнего Востока – живет значительно беднее среднероссийского пенсионера.

Увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии (только фиксированной выплаты, а не всей пенсии!) позволило бы немного сгладить ситуацию, дав повышение пенсии всего около 500-1000 рублей. Для бюджета это вполне посильная сумма, для пенсионера же она очень существенна.

Конечно, вместо таких точечных мер, как применение районного коэффициента, целесообразнее работать над системными реформами, над планомерным повышением заработной платы жителям Дальнего Востока и, соответственно, повысятся их пенсии.

Однако что мы видим сегодня? Пенсии дальневосточников, не живущих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, даже не всегда дотягивают до среднероссийского уровня. Что же касается зарплат, то здесь картина тоже печальная. По данным Росстата, средняя зарплата в России за три квартала 2017 года составила 37 921 рубль. В Приморском крае – 36 802 рубля, в Хабаровском крае – 41 460 рублей, в Амурской области – 35 957 рублей, в Еврейской автономной области – 33 414 рублей.

Как с такой оплатой труда добиваться опережающего развития Дальнего Востока, непонятно, а еще более непонятно, как из таких зарплат могут вырасти высокие пенсии.

Данная ситуация не позволяет жителям южных районов Дальнего Востока заработать себе на достойную пенсию, превышающую среднероссийский размер, а с учетом повышенного размера прожиточного минимума еще и существенно ухудшает их положение.

Регионам и федеральному бюджету ежегодно приходится выделять существенные суммы доплат к пенсиям до прожиточного минимума (например, при корректировке федерального бюджета в июне 2017 года снова пришлось на эти цели выделять большие средства Приморскому крае и ЕАО в размере 1 млрд. рублей).

Принимая федеральный закон «О страховых пенсиях», правительство и депутаты сошлись в том, что условия и дороговизна жизни на Крайнем Севере должны компенсироваться применением к фиксированной выплате районного коэффициента, который весьма существенен – до двукратного увеличения. Пенсионеров южных районов Дальнего Востока почему-то забыли и их скромный коэффициент 1,2 не учли, а теперь у «Единой России» само наличие данного коэффициента вдруг начало вызывать сомнение и требования о «всесторонней оценке условия труда и проживания», как будто приведенных выше данных статистики для полного понимания ситуации недостаточно.

В связи с этим интересно проследить историю данной инициативы. За последние десять-пятнадцать лет избирательные кампании многих кандидатов на высокие должности, в частности, в Приморском крае, проходили под лозунгом возвращения пенсионерам районного коэффициента. В 2008 году на совещании по социально-экономическому развитию Дальнего Востока в г. Хабаровске Д.А. Медведев, будучи президентом России, поддержал предложение губернатора Приморского края о введении дальневосточного коэффициента при начислении пенсий.

С тех пор депутаты Государственной Думы и парламенты различных субъектов Российской Федерации более десяти раз вносили инициативы о применении на юге Дальнего Востока районных коэффициентов к пенсиям.

Особо хочется отметить законопроект группы депутатов партии «Единая Россия» 2013 года о применении районных коэффициентов при определении размеров пенсий жителей всех территорий Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, где такой коэффициент установлен.

Законопроекты регионов также находили отклик в Государственной Думе. Так, аналогичные инициативы Томской области и Красноярского края были рекомендованы к принятию Комитетом по проблемам Севера и Дальнего Востока под председательством Валентины Николаевны Пивненко (фракция «Единая Россия») в 2004 году.

Однако при голосовании в первом чтении большинство Государственной Думы, в том числе и ряд депутатов, представляющих дальневосточные регионы, почему-то эти инициативы отклоняли.

Тем не менее, исходя уже из самого количества законопроектов по данному поводу от разных партий и регионов, очевидно, что распространение районного коэффициента на фиксированные выплаты к страховым пенсиям всех жителей Дальнего Востока, а не только жителей Крайнего Севера и получателей государственных пенсий, – это очень нужная и минимально необходимая социальная гарантия.

Чтобы обеспечить заявленный курс на опережающее развитие Дальнего Востока, необходимо создавать привлекательные условия жизни там, а для начала – хотя бы компенсировать повышенную стоимость жизни. Грамотно продуманная экономическая политика в совокупности с мерами социальной поддержки позволила Советскому Союзу достигнуть больших успехов в развитии Дальнего Востока.

Сегодня мы все это теряем. По данным официальной статистики, в 2016 году миграционная убыль населения на Дальнем Востоке составила 14 тыс. 840 человек, по состоянию на ноябрь 2017 года – еще минус 17 тыс. 179 человек. И пока непонятно, какие государство планирует применять меры, для того чтобы люди хотели работать и жить на Дальнем Востоке, а не стремились найти пути поскорее покинуть трудную для жизни, но весьма интересную для азиатских «соседей» России территорию.

Алексей КОРНИЕНКО,

депутат Государственной Думы Федерального

Собрания РФ
 

Архив новостей


<Декабрь 2018>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
 

Новости с сайта КПРФ

Главное меню

Наш Баннер

Размести наш баннер
на своем сайте
КПРФ ЕАО
HTML-код баннера

РЕКОМЕНДУЕМ

Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Что за картинка-описание
Сайт создан в 2011 году по заказу Регионального Отделения КПРФ Еврейской автономной области   © 2011.