Здравоохранение: от «оптимизации» к «модернизации» Печать

Что делает государство для сохранения здоровья нации? — так обобщённо можно сформулировать тему «правительственного часа», состоявшегося в Госдуме 23 ноября, на который был приглашён министр здравоохранения Михаил Мурашко.

В своём выступлении глава минздрава употребил слово «оптимизация» разве что пару раз, да и то отвечая на вопросы депутатов, хотя ещё совсем недавно оно было путеводной звездой в речи любого высокопоставленного чиновника. У большинства рядовых граждан это понятие (в общем-то положительное) ассоциируется с уродливыми «реформами», обкромсавшими образование и здравоохранение. Сегодня на смену «оптимизации» пришла «модернизация». Процессом обновления уже охвачено 75% системы здравоохранения, сообщил министр. Многие, вероятно, уже смогли на собственном пациентском опыте оценить происходящие изменения. А вот как видятся они с высоты власти.

Модернизация первичного звена, которое испытало на себе гигантские перегрузки в период пандемии, началась в 2021 году. Были введены цифровые технологии (доступ к сервисам, электронные медицинские документы, дистанционный больничный лист, онлайн-консультации и пр.). Это позволило одновременно обслуживать более двух с половиной миллионов пациентов. Министерство поставило перед собой задачу обеспечить единство и полноту данных здравоохранения, реализовать принцип однократного ввода, чтобы не забивать одни и те же сведения в различные информационные системы. Для этого ведётся работа над созданием домена «Здравоохранение».

На сегодняшний день создано уже более 3 тысяч фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, улучшивших медицинское обслуживание более чем для 3 миллионов жителей села, сообщил министр. Все они оснащены новым современным оборудованием. До конца 2025 года планируется ввести в эксплуатацию ещё более 3800 ФАПов и более 2800 — отремонтировать. Для увеличения мобильности медицинской помощи закупаются автомобили, передвижные медицинские комплексы.

В 35 с половиной тысячах ФАПов есть возможность отпуска медицинской продукции и лекарственных препаратов. В то же время Счётная палата РФ отмечает, что жители регионов не обеспечены равными правами на получение медикаментозного лечения. Перечни жизненно важных лекарственных препаратов, утверждённых на региональном уровне, порой не отвечают федеральным требованиям. Кроме того, отдельные регионы сокращают перечни групп населения, которым медикаменты отпускаются по рецептам бесплатно. В сельской местности лекарственное обеспечение характеризуется труднодоступностью и удалённостью населённых пунктов, неразвитой инфраструктурой. И хотя ФАПы и центры общей врачебной практики получили лицензии на отпуск лекарств для сельских жителей, однако нет механизма финансирования этого полномочия, а значит, в них порой нет даже и минимального набора лекарств. Комитет Госдумы по контролю обратил внимание на наметившуюся тревожную тенденцию к снижению доступности лекарственного обеспечения льготников. Есть случаи отказа в выдаче льготных лекарств и рецептов, задержка в получении медикаментов.

Если говорить о качестве медицинской помощи, тут, конечно, первостепенное значение имеет профессиональный уровень кадров. В период пандемии многие медработники, что называется, в возрасте решили закончить трудовую деятельность и выйти на пенсию. Однако по наиболее дефицитным специальностям всё же удалось не допустить оттока кадров, а по терапевтам, онкологам, кардиологам на 3 процента увеличить, сказал М. Мурашко. Принято решение об увеличении на 20 процентов целевого приёма студентов. Сегодня квота по целевому обучению — свыше 70 процентов. Впрочем, всё это не снимает вопроса о профессионализме эскулапов. Приходилось наблюдать, как молодой врач, только что получивший «корочки» о высшем медицинском образовании, был не способен даже прочитать результаты анализа крови.

На протяжении «правительственного часа» депутаты несколько раз обращались к кадровой проблеме. Сегодня не хватает 25 тысяч врачей и 50 тысяч работников среднего медицинского звена. Среди возможных факторов кадрового дефицита в здравоохранении назывались обеспеченность жильём, уровень заработной платы, наконец, престиж профессии. Особенно плохо с медработниками дело обстоит на селе. Хоть и строятся здесь ФАПы, но зачастую работать некому. Численность врачей первичного звена с 2008 года практически не выросла, а сельских фельдшеров стало меньше на 24%.

Очень чувствительным вопросом остаётся оплата труда медицинских работников. По данным Росстата, в 2021 году указ президента №597 от 7 мая 2012 года о доведении размера заработной платы врачей до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе выполнен лишь в половине субъектов Федерации, а норма о доведении средней заработной платы младшего и среднего медицинского персонала до уровня средней заработной платы в регионе — в 66 субъектах Федерации. Зарплата врачей с 2013 года выросла только на 20%, а среднего медперсонала — на 9% при снижении обеспеченности ими на 11%. Несправедливо низкие тарифные ставки приводят к чрезвычайным перегрузкам медработников и заставляют их при первом удобном случае уходить в частные клиники или переезжать в другой регион, учитывая 5—6-кратную разницу в окладах между различными субъектами Федерации.

Многое упирается в вопрос финансирования. И хотя с 2018 года расходы на здравоохранение по отношению к ВВП мало-мальски увеличиваются и сегодня составляют 4% от ВВП, тем не менее они ещё далеки от рекомендуемого ВОЗ уровня в 6%. «Российская система здравоохранения, несмотря на героические усилия медработников и руководства системы здравоохранения во время пандемии, не способна справиться с задачей снижения смертности, повышения доступности и качества медицинской помощи без решения этих системных проблем», — заявил заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный, выступая от фракции КПРФ. По его словам, дополнительные ощутимые денежные вливания в систему здравоохранения в 2020—2021 годах связаны в основном с восстановлением ранее разрушенной инфраструктуры здравоохранения и борьбой с пандемией. В 2022—2025 годах никакого реального роста расходов на здравоохранение не предвидится. Закономерно, что в условиях дефицита государственных расходов растут затраты граждан на медицинские услуги, несмотря на то, что их доходы падают седьмой год подряд.

Олег Смолин поднял вопрос о здоровье школьников. Сегодня, по словам министра, 28% учащихся школ могут называть себя абсолютно здоровыми. Они относятся к I группе здоровья. Дети, не имеющие хронических заболеваний, составляют самую многочисленную II группу здоровья. Их 56%. К III группе здоровья принадлежит 13% ребят школьного возраста, к IV группе — 0,6% и к V — 2%. Число детей I группы здоровья за последние три года увеличилось почти на 7,5%. Это данные результатов профилактических осмотров. Министр Мурашко считает, что со школьной медициной, если рассматривать её не как медицинское сопровождение детей, а как помощь самой медицинской организации и помощь детям с хроническими заболеваниями, которые находятся в школе, всё в порядке. К сожалению, это не так. В школах зачастую не только нет врача, но даже и медкабинет, где одна медсестра, половину учебной недели закрыт на замок. Случается и такое, что особо ретивые директора, чтобы не портить показатели работы вверенных им учебных заведений, и вовсе запрещают учителям в случае травмы или плохого самочувствия учеников вызывать «скорую помощь». Пусть, мол, родители отпрашиваются с работы и забирают своих чад.

Алексей Куринный подчеркнул, что народосбережение, улучшение доступности и качества медицинской помощи являются вопросами национальной безопасности. Однако по сравнению с 2017 годом многие показатели ухудшились. Демографическую ситуацию в России можно охарактеризовать как катастрофическую, заявил А. Куринный. Естественная убыль в 2021 году составила больше одного миллиона человек, в 2022-м — почти 700 тысяч человек, в следующем году ожидается 600 тысяч человек.

«Огромная смертность, низкая рождаемость и низкая ожидаемая продолжительность жизни, несмотря на её корректировку после ковида… Если ничего не поменяется, то до 2030 года Россия потеряет около четырёх миллионов граждан, и вопрос не только во влиянии ковида или каких-то форс-мажорных обстоятельств», — заметил Алексей Куринный.

В 2021 году ожидаемая продолжительность жизни в среднем по России составила 70,1 года. Это на 5,7 лет ниже, чем в новых странах Европы, сопоставимых с нами по уровню экономического развития, и на 11,4 года ниже, чем в старых странах Европы, сказал депутат.

На снижение смертности и увеличение продолжительности жизни существенное влияние оказывает доступность современных лекарственных препаратов, технологий и медицинских изделий. Внедрение лекарственного страхования, которое в большинстве развитых стран реализуется за счёт государства, в России регулярно откладывается. Не решается этот вопрос и в нынешнем бюджетном цикле.

«Исходя из параметров бюджета и сложившейся ситуации, у системы здравоохранения Российской Федерации практически исчерпаны ресурсы для снижения смертности», — считает Алексей Куринный. Поэтому чтобы остановить вымирание страны, хочет власть того или нет, а бюджетную политику придётся менять. В 2023 году необходимо предусмотреть дополнительно не менее 500 миллиардов рублей с повышением дополнительных государственных затрат на здравоохранение до одного триллиона рублей ежегодно до 2026 года, посчитали во фракции КПРФ. Также надо установить единую систему оплаты труда медицинских работников с реальным увеличением окладов и фонда оплаты труда за счёт федеральных средств и с условием выравнивания по регионам, убеждены коммунисты. Иначе в ближайшее время придётся переходить на систему принудительного распределения специалистов, подобную советской. Также требуется перейти к системе всеобщего лекарственного обеспечения граждан за счёт включения необходимых ресурсов в программу государственных гарантий, считают во фракции КПРФ. Без реализации этих мер проблему сохранения российского народа не решить, а угроза национальной безопасности будет только нарастать, заявил Алексей Куринный.

Татьяна ОФИЦЕРОВА.